Вот уже второй год мир приспосабливается к новым правилам, перенеся учебно-профессиональную деятельность в онлайн режим. Но для письменных переводчиков, по большому счету, правила игры остались прежними. Мы и раньше работу на дом брали, а некоторым из нас этот режим настолько понравился, что с появлением интернета мы дружно записались во фрилансеры)))) Конечно, устный перевод пережил определенную метаморфозу, ведь переводить вживую или в рамках видеоконференции – не одно и то же. Плюс, оказалось, что при синхронном переводе переводчики не слышат друг друга (а переводчиков должно быть несколько), поэтому им приходится параллельно подключаться через вайбер или другой ресурс. Все непросто, однако, адаптироваться можно ко всему! Переводчики – одна из самых гибких профессий, мы просто обязаны идти в ногу со временем, подталкивая вперед прогресс и тормозя по возможности регресс)))))
Для большинства людей вынужденный переход «на удаленку» стал проверкой на самодисциплину и самоорганизацию. Так называемая революция WFH (Work-from-home) заставила переосмыслить домашнее пространство: обеденные столы, прикроватные тумбочки и столешница на кухне оказались вполне приемлемыми рабочими местами. А уж какие навыки обустройства пространства, попадающего в фокус камеры, мы приобрели! Иногда приходилось заклеивать часть стены новыми обоями и вытаскивать из загашников старые картины, которым раньше не находилось места из-за чрезмерной щепетильности: 1 мм вправо, на 2 мм влево – ах нет, не то! Зато сейчас все пришлось к месту, чтобы создать красивый интерьер в фокусе камеры. А кошки! Мы забыли о существах, в гостях у которых живем. Сколько раз во время работы по Zoom или Skype эти пушистые мордуленции лезли в экран, невозмутимо устраивались на первом плане перед камерой или требовали их погладить прямо во время обсуждения важнейших вопросов мироздания))))
Любопытный факт – даже после первого длительного локдауна многие компании позволили сотрудникам остаться на удаленном режиме, по крайней мере, часть рабочего времени. Одной из первых была компания Siemens, она объявила о гибкой модели WFH. В итоге, 380 000 сотрудников могут 2-3 дня в неделю работать “anywhere they felt comfortable”. На данный момент этот режим даже прописывается в трудовом договоре. Сегодня мы в гостях у британского журнала The Linguist, который уделил особое внимание условиям организации работы в домашних условиях. Как отмечает автор журнала Джастин Барисо, новая политика удаленной работы – это “master classes in emotional intelligence” (мастер-классы по эмоциональному интеллекту). Итак, какие изменения внесла эта пандемия в психологию работы?
− |
люди изменили свое отношение к профессиональной жизни, став более открытыми к гибкому графику и разным стилям работы; |
|
− |
особую ценность приобрело доверие между работодателем и персоналом; |
|
− |
произошел переход к модели, основанной на результатах. Работа больше не оценивается по количеству затраченных часов. Менеджерам не надо создавать рабочие инструкции с указанием количества допустимых чашек кофе и походов в туалет))); |
|
− |
в плане коммуникации и выбора лингвистических средств: |
|
• |
потребовались более продвинутые навыки общения как в устной, так и в письменной речи. Во время видеоконференций с несколькими участниками очень трудно читать жесты людей, поэтому мы вынуждены слушать внимательнее обычного, формулировать мысли четко и громко, переспрашивая собеседников, поняли ли они излагаемую мысль; |
|
• |
сейчас исключительную важность приобрела точность формулировок во всем: в заявлениях, повестках дня, электронных письмах, заметках и презентациях. Пунктуация, которой мы раньше могли пренебречь, теперь может сыграть решающее значение. Да, да, то самое «казнить нельзя помиловать»; |
|
• |
рабочее время: с одной стороны, работа ценится по результату, делай ее хоть ночью, хоть днем. Но с другой стороны, мы зависим друг от друга в большей степени, чем раньше, потому что ожидаем от других, как минимум, такой же ответственности, как и от себя. Поэтому необходимо установить четкие правила в отношении дедлайнов, времени выхода на связь через выбранный ресурс (Zoom, WhatsApp, Skype, Teams, электронка) и т.д. |
|
− |
Коммуникационный аспект выходит далеко за рамки плодотворного выслушивания собеседников, чтения, письма и разговорной речи. Режим WFH, а также гибридная модель «дом + офис» требуют навыков многозадачности и концентрации, особенно, при виртуальном взаимодействии с несколькими коллегами или клиентами на конференциях и чатах. |
|
С плюсами и трудностями WFH мы разобрались. А что с минусами? Во-первых, не всем работа на дому подходит по типу характера. Если ты – интроверт, тебе повезло. А если экстраверт? Если для самореализации тебе нужен живой коллектив, если эмоции должны бурлить и переливаться через край? А если дети?
Если ты – родитель и работаешь на дому
Если ты – фрилансер и родитель, то прими наши искренние соболезнования. Это гораздо тяжелее, чем может показаться на первый взгляд. Раньше мне доводилось сталкиваться с восхищенными отзывами: мол, сидишь, переводишь, а там борщ варится, дети под присмотром. Не всегда можно объяснить, что борщ по мановению волшебной палочки не варится, а растить детей на фрилансе – это днем работать мамой, а по ночам – переводить. И вот когда весь мир ушел в своеобразный фриланс, люди осознали, насколько это сложно! Как работать дома и не стать «матерью драконов»)))) написала в The Linguist переводчица и копирайтер Дебби Гаррик (Debbie Garrick). Часто фрилансер выбирает один из полюсов: работает днем родителем на полную ставку, а по вечерам и ночам – фрилансерствует. Сколько бы советов от самых успешных коллег мы ни выслушивали, все равно придем к какому-то собственному варианту и набору лайфхаков. Итак, советы от Дебби Гаррик:
− | Научитесь выкраивать время для себя, как бы трудно это ни было. Речь идет не о наполеоновских планах вроде массажа или фитнеса. Нет. Например, встаньте на полчаса раньше остальных членов семьи, чтобы спокойно выпить кофе, спланировать день, просмотреть почту. Может быть, настроить себя на позитив – помедитировать, послушать аффирмации, любимую музыку или сделать что-то еще, что настроит вас на активный деловой лад. |
− | Планирование можно назвать решающим фактором при работе дома. И если у вас есть семья, то планы выстраиваются сообща с мужем, женой, бабушками, дедушками: а как иначе? Если не получается приготовить, то закажите еду и не мучайте себя угрызениями совести. |
− | Дети. Тут, конечно, сложно давать советы. Все зависит от занятости и степени поддержки других членов семьи. Взрослые дети требуют времени совсем по-другому и гораздо меньше сбивают с рабочего ритма. Но маленькие… |
− | Нужен всегда план Б. Например, малыш приболел, а у вас дедлайн. Тут лучше запастись игрушкой, которую вы волшебным образом вытащите из шкафа, новый мультфильм или игра. Может быть, набор для поделок или Лего, если ребенок любит мастерить. |
− | Будем реалистами: работать так, как вы работали до рождения ребенка, уже не получится. Поэтому заказы следует брать в соответствии со своими возможностями. Это бывает сложно. |
А если burnout?
Советы Дебби Гаррик хороши, но вдруг уже поздно, и ситуация вышла из-под контроля? Вообще, фриланс без выгорания – настоящее искусство. Даже очень осторожные фрилансеры, умеющие расслабляться по науке, не застрахованы от критического накопления усталости. Достаточно простудиться – человек, работающий в офисе, взял бы день-другой за свой счет (ведь незаменимых людей нет!), но фрилансер не позволит себе сорвать заказ и потерять клиента. Почему? Именно потому, что незаменимых людей нет! А иногда усталость накапливается в силу объективных причин, и ты уже задаешь себе вопрос: а оно того стоило? Может, лучше бы сидела в офисе, обсуждала бы последний Космополитен, иногда бы работала. Так и накапливается негатив, ведущий к выгоранию.
Жизнь фрилансера – это вечный стресс. Нет работы? Стресс. Есть работа? Стресс, что не успеешь, что сразу наваливается по несколько проектов и т.д. Жить в таком режиме можно, но не очень долго.
Основные причины выгорания:
- вы берете все заказы подряд, чтобы закрыть финансовые дыры
- вы не можете отказаться от проектов из страха потерять клиента на будущее
- вы потеряли чувство реальности
- вы страдаете синдромом перфекционизма, и ситуация вышла из-под контроля
- в силу каких-то причин (здоровье, возраст, дети) вы перестали справляться с привычными объемами работы, но еще не адаптировались к этому, что вызывает психологический дискомфорт.
Советы по профилактике выгорания, по большому счету, совпадают со всеми вышеприведенными советами по организации работы на дому:
− Не смешивать рабочее и домашнее пространство. Пусть у вас только письменный стол с ноутбуком, но это ваше и только ваше пространство. Табу для всех остальных членов семьи.
− Планировать свой день. Эргономика времени и пространства позволит организовать все наилучшим образом. Пройдет время, и дети подрастут, возможно, даже оценят)))
− Отдыхать. Научиться отказываться от заказов.
− Найти постоянных клиентов. Ваше качество – залог того, что клиенты будут к вам обращаться, и вы сможете создать пул заказчиков, с которыми вам комфортно работать.
− Найти свою нишу. Об этом чуть подробнее в следующем пункте.
Найти свою нишу
Один из способов избежать выгорания – найти свою нишу. На определенном этапе переводчик-фрилансер берется за любую работу по всем направлениям. В этом есть смысл: ты приобретаешь опыт, устанавливаешь связи с клиентами, определяешься с приоритетными областями. Некоторые переводчики сразу работают в узкой специализации, но я бы не рискнула утверждать, что это – общее правило. Большинство поначалу барахтается, накапливая знания и в буквальном смысле высиживая перед компьютером достойные расценки и репутацию. Рано или поздно наступает момент, когда ты можешь выбрать нишу – определенную специализацию, возможно, копирайт вместо перевода. В каждой профессии – свои возможности.
Принять такое решение, имея под рукой пять незавершенных проектов, невозможно. Нужно сделать усилие, кому-то отказать (а это самое сложное в нашем деле) и подумать над смыслом жизни)))) Три дня выходных. Поездка за город. Встреча с друзьями. Что угодно, лишь бы освободиться от стресса работы, а потом… решение может прийти само собой, а может и потребовать взвешенного подхода с листочком и ручкой, чтобы записать все «за», все «против». Предлагаю позаимствовать один тезис у коучей-психологов: спросите себя – что вас делает счастливым / счастливой? При всей кажущейся наивности такого подхода в эпоху массового потребления, когда деньги нужны на каждом шагу, этот вопрос остается ключевым. В том числе, и для того, чтобы иметь доход для этого самого потребления, потому что после жесткого выгорания деньги не просто не принесут удовольствия, они улетучатся на лекарства или исправление каких-то ошибок, допущенных из-за нервного срыва. Поэтому найти свою нишу – важнейший момент в жизни фрилансера!
Самый наивный из всех советов, но очень действенный – найдите себе хобби, а если оно есть, найдите для него время! Творчество – универсальное лекарство от любой проблемы, в том числе, идеальная профилактика профессионального выгорания.
Мы делаем коммерческие переводы и консультируем.
Звоните нам и пишите на почту:
+38 (067) 306−82−19