Копирайтинг стал сегодня модным и очень востребованным видом деятельности. Его можно назвать профессией, которой пока не обучают в высших учебных заведениях. По большому счету, копирайтер – это писатель, составитель рекламных и пропагандистских текстов, слоганов, названий и любого словесного креатива в области продвижения товаров. Вспомним Вавилена Татарского из пелевинского Generation “П”: «… словами манипулировать… Смысла никакого, но пробирает так, что сразу все понимаешь. То есть понимаешь не то, что человек сказать хочет, …. а про жизнь все понимаешь.» По сути, эти слова до сих пор можно считать манифестом копирайтинга – вызвать у клиента нужные эмоции, возбудить в его мозгу такие причинно-следственные цепочки, которые подтолкнут его к мгновенному выполнению задачи – купить товар, заказать услугу, проголосовать за кандидата и т.д. Копирайтинг обеспечивает привлекательность продаваемого объекта вербальными способами, поэтому переводчикам он близок и понятен. В эту сферу уходят, как правило, фрилансеры, поскольку для них совмещение видов деятельности не просто приветствуется, а является основой выживания на рынке. К тому же, путь от переводчика-фрилансера до копирайтера выглядит логичным и реальным. Если ты хорошо владеешь слогом, то рано или поздно обязательно выйдешь на перевод рекламной продукции. Тебя будут рекомендовать, к тебе будут обращаться с предложением придумать название или слоган, писать циклы статей и т.д. Собственно, это и есть копирайтинг.
SEO-копирайтинг
SEO-копирайтинг – написание текстов для поисковой оптимизации сайтов. Необходимо использовать ключевые слова, иногда без права менять их порядок и грамматическую форму. Кстати, подобные требования – большая проблема для красоты слога, поскольку какой-то процент текста крутится не вокруг мыслей, а вокруг слов, наполняя текст водой. Наивно будет полагать, что читатель этого не заметит. Однако, найти золотую середину и сделать «нужный» текст красивым и аппетитным – это настоящее искусство, которое дарит чувство творческого удовлетворения.
PR-копирайтинг
PR-копирайтинг носит имиджевый характер. Его цель – создавать у читателя позитивный образ продукта, используя рекламу, веб-сайты, блоги, страницы в соцсетях. Иными словами, создавать качественный контент для целевой аудитории. SEO и PR-копирайтинг не исключают друг друга и часто присутствуют в одном тексте. Иногда рекламный контент становится самостоятельным произведением. Сегодня многие блогеры, выработавшие яркий авторский стиль, получают от издательств предложение на издание «чемодана историй», по сути, на издание подборок успешных постов, объединенных одной темой. Когда на экраны вышла комедия «Такси», сложно было удержаться от мысли о рекламе, которую Люк Бессон сделал компании «Пежо». Чем автор руководствовался на самом деле, мы не знаем, но по факту получилась гениальная реклама длиною в целую франшизу. Для меня бессоновские «Такси» остаются образцом уникального творческого эксперимента, повторить который вряд ли кто-то сможет.
Рерайтинг
По цели – то же самое, что и копирайтинг. По способу – вместо создания собственного контента рерайтер переписывает уже существующий текст своими словами. Приведу пример. Для чистоты эксперимента и исходный, и конечный текст принадлежат перу одного автора. Автора данной статьи))) Текст абсолютно не публицистический, что представляет особую сложность. Повторяются только предлоги, союзы и местоимения.
Исходник |
Рерайт |
Если судьба хочет наказать, она сводит с ума, выжигая нервы без анестезии, или медленно, методично разоряя. Но порой в системе происходит приятный сбой, и она начинает сорить подарками, словно подвыпивший Дед Мороз. Примерно такое чудо произошло с нами. |
Иногда жизнь ведет себя жестоко – ты слетаешь с катушек, а она без наркоза убивает нервные клетки или незаметно потрошит твой кошелек. Но и у нее случается system error, и вот тогда на горизонте появляется волшебник в голубом вертолете. Можно сказать, нам выпал джек-пот. |
Хороший копирайтер – это ….
Владение языками
Копирайтер должен идеально владеть теми языками, на которых он пишет, и не только. Ему должен быть понятен язык поисковых систем – алгоритмы поиска, ранжирования, обновления. Гугл – такой же незаменимый инструмент автора, как и меткое слово, благо, все необходимые словари чудесно гуглятся. Способность убеждения сродни магии, и любой компонент заклинания вплоть до махонькой запятой может иметь решающее значение. Ошибка в рекламном тексте рискует привести к потере целого сегмента целевой аудитории. Как говорится, чтобы поссориться с филологом, достаточно просто одеть шапку!
Писательский талант
На мой взгляд, талант и знания имеют одинаковое значение. Во всяком случае, одно без другого не работает. Описать придуманный концепт так, чтобы меседж не просто попал к целевой аудитории, а был радушно принят – это настоящее искусство. Талант складывать слова в красивые фразы оказывается недостаточным фактором, надо быть немного психологом, немного маркетологом и много – специалистом в той области, о которой пишешь.
Креативность и упорство
Без них копирайтеру не добиться успеха. Невозможно определить, почему одно творческое решение заходит широкой публике, становясь мемом и фонтаном цитат, а другое гаснет, не разгоревшись. Уже более 30 лет самым рейтинговым слоганом остается Just do it: вроде бы ничего особенного, не считая того, что его автор Дэн Уиден вдохновился последними словами серийного убийцы перед казнью (Let’s do it). Между прочим, дирекция Nike отреагировала на слоган без должного пиетета, мол, We don’t need this shit, а слоган жив до сих пор! Поэтому надо упорствовать и продолжать поиски везде, даже в самых неожиданных местах.
Ответственность за контент
К копирайтингу люди приходят разными путями – одни из маркетинга, другие из перевода, журналистики, IT, кто-то прямиком из декрета))) Поскольку высшего образования по специальности «копирайтинг» нет, а спрос есть, приходится заниматься самосовершенствованием. Конечно, здесь немало подводных камней. Допустим, вы сочиняете легенду для запуска новой марки кожаных изделий – «пояс, который князю расшила невеста, служил ему оберегом от врагов. С тех пор в этих краях возникла традиция расшивать кожаные пояса, кошельки и сумки в уникальном стиле…» В этом случае можно поиграть со смыслами, с достоверностью – главное, красиво сочинить. Но совсем другое дело – создание профессионального контента. Соцсети переполнены медицинскими советами «космического масштаба и космической же глупости». Поэтому успешные копирайтеры пишут о том, что они знают и понимают.
Узнаваемость
Любой творческий человек мечтает об узнаваемости, то есть хочет иметь узнаваемый стиль, который идентифицируется с автором. У копирайтеров с этим непросто – зачастую ты работаешь на заказчика, и не всегда твое имя мелькает в титрах. Но если ты планируешь сделать копирайтинг основной своей деятельностью, то придется создать портфолио, стильный сайт с примерами текстов, чтобы преподнести себя оригинально и со вкусом, и чтобы клиенты захотели выйти на контакт. Других вариантов, собственно, нет.
Качество vs количество
Жизнь фрилансера, особенно в начале карьеры, складывается по принципу: ни от чего нельзя отказываться. У итальянцев есть такая поговорка: tutto fa brodo, т.е. суп можно сварить из всего. Однако, на каком бы этапе карьеры ты ни находился, к сотрудничеству лучше относиться избирательно, находя в себе силы отказываться от проектов, которые отбирают время и силы. А бывают такие коллаборации, репутационные потери от которых превышают полученную прибыль. Поэтому наш девиз: качество и профессионализм! Multum, non multa!
Мы делаем коммерческие переводы и консультируем.
Звоните нам и пишите на почту:
+38 (067) 306−82−19